Советы родителям

Консультация для родителей.

Игра как показатель развития ребенка


Дети двух-трех лет усваивают действия с предметами окружающего их мира именно так, как их употребляют взрослые. Это проявляется в том, что попавшая в руки ребенка чашка будет использована для того, чтобы пить из нее воображаемый напиток, расческа – чтобы расчесывать волосы, и т.д. В этот период малыши стремятся помогать взрослым и участвовать в бытовых делах, ожидая похвалы взрослого. И есть за что! Ведь даже чтобы сымитировать какое-нибудь бытовое дело, сколько ему нужно было наблюдать и пробовать, а затем запомнить, какая вещь для чего нужна и как с ней следует обращаться.
Но идет время, расширяются границы мира ребенка, развивается его фантазия. Отражение этих явлений вы найдете в новом употреблении предметов.
Так, на четвертом году жизни игра усложняется и старые предметы могут употребляться на новый лад. Та же чашка уже может выступать как шляпа, если ее надеть на голову, или как ваза, если в нее поставить цветы. Глядя, как вы делаете записи в своем ежедневнике, ваш ребенок может начать изображать то же действие. Причем если под рукой нет ручки, то совершенно не смутит ребенка этого возраста, так как он с успехом заменит ее палочкой или перевернутой ложкой. Иными словами, дети старше трех лет приобретают опыт использования предметов-заместителей. То замечательное явление свидетельствует о развитии у них элементов символического мышления.
Существует так же другой вид переноса – перенос действия с одного объекта на другой. Так, ребенок, научившись расчесывать свои волосы , начинает причесывать куклу, игрушечного зайца и даже воздушный шарик. И это уже своего рода творчество – ведь дошкольник не просто воспроизвел известные ему действия на традиционных объектах, а мысленно разъединил образ действия и предмет, заменив его новым!
Нужно отметить, сто сами игровые движения детей моложе пяти лет могут еще не быть связаны между собой – это просто набор поведенческих актов, последовательность которых не обременена логикой. Позже они начнут плавно разворачивающейся цепочкой событий, взаимосвязанных между собой. При этом логика игры уже будет отражать логику жизни.
В средней группе детского сада можно наблюдать, как игры детей становятся все более сюжетными. Изменяется и тематика игр. Если до четырех лет содержание игры черпалось из наблюдений за бытовыми действиями близких, то теперьтематика расширяется и может включать в себя отражение услышанных сказок и увиденных мультфильмов. Естественно при таком широком спектре дошкольнику будет не хватать настоящих предметов и людей. Поэтому еще шире начинает использоваться их символическое замещение. Куклы в этом возрасте уже выступают не только в качестве младенца, но и как замена тех или иных людей. Ребенок, к этому времени хорошо овладевший речью, озвучивает их слова или обращается к ним самим, как к реальным людям.
Итак, еще раз отметим, что  все указанные элементы символизма в игре являются очень важным отражением развития мышления ребенка, поэтому обратите внимание, присутствуют ли они в его жизни, и если да, то на каком уровне.


«Адаптация ребенка в детском саду»

Уважаемые родители! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка – он пришел в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать больше об особенностях этого сложного периода.
У ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и психическое развитие. Необходимое развитие малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него – игра. И родителям надо помнить, что добиваться желаемого можно через предложение: «Давай поиграем!» Мы же здесь постоянно играем с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой.
Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребенок привыкнет? Понравится ли ему?
Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик»
Но вот ребенок заплакал, и у родителей возникает вопрос: «Как быть?» Да ведь это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, «Равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребенок плачет – он дает «сигнал» обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.
Первые занятия и знакомства со специалистами проходят у нас в группе, поэтому малыши к новым людям привыкают постепенно.
Имейте в виду, что пока ваш ребенок не адаптируется к детскому саду, не стоит водить его в гости. Пусть для него на это время привычными будут только стены родного дома и своей группы.
Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев. Но для того, чтобы он прошел без лишних потрясений, мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.
Что же для этого нужно?
В уголке для родителей висит листок режима дня ребенка.
Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам. Планомерно, постепенно подводите ребенка к четкому его выполнению. Организм ребенка раннего возраста достаточно пластичен, поэтому перестройка ритмов сна и бодрствования происходит в течение недели. Чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включите бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой.
 Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить данную привычку и предоставить ему возможность уснуть самостоятельно. Ломка сложившихся стереотипов при укладывании спать приводит адаптирующегося ребенка к негативным реакциям. Поэтому лучше это сделать в домашних условиях, не торопясь, постепенно, оберегая нервную систему малыша от переутомления.
 Пребывание ребенка в дошкольном учреждении предполагает четырехразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. Однако не все дети хорошо едят в детском саду. Это связано, прежде всего, с изменением рациона детского питания. Поэтому следует пересмотреть меню, приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употребляя супы, каши.
 Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушкой поможет ребенку отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.
 Отправлять ребенка в детский сад необходимо только при условии, что он здоров. Частые ОРВИ, острые инфекционные, хронические, соматические, врожденные заболевания относятся к анамнестическим факторам риска, осложняющим адаптацию ребенка к ДОУ. Если ваш ребенок подвержен чему-либо, то необходимо заранее проконсультироваться у участкового врача и как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
 Готовьте ребенка к временной разлуке с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад, — все дети ходят, что в детском саду очень хорошо, интересно. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, что они делают, чему учатся.
 Если родителям удается приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения, сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками, занять себя, то адаптационный процесс будет для него менее болезненным.
                             
Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ

·               В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
·               В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
·               Постоянно  обращайте внимание на отклонения в  поведении  и здоровье малыша.
·               Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.
·               Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
·               На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр  телевизионных  передач,  старайтесь  щадить  его  ослабленную нервную систему.
·               Одевайте ребенка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида.
·               Одежда должна быть удобной и комфортной. Обратите внимание на удобство застежек. Пусть маленький человек чувствует себя комфортно, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребенку и воспитателю.
·               Договоритесь с ребенком, что он будет приносить в детский сад только те игрушки, с которыми он готов делиться, и пропажа или порча не вызовет бурю слез.
·               Расставание с мамой – для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в ваших силах сделать расставание менее болезненным. Если ребенок быстро успокаивается, не грустит то, скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить.
·               Никогда не обманывайте ребенка. Обман - даже если у вас изменились планы - может стать очень тяжелой правдой для ребенка, поколебать его доверие к вам и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду. Поэтому, если вы не уверены, сможете ли выполнить свое обещание - лучше забрать ребенка раньше без предупреждения - это станет для него приятным сюрпризом.
·               Эмоционально поддерживайте малыша:  чаще обнимайте,  поглаживайте, называйте ласковыми именами.
·               Будьте терпимее к его капризам. При явно выраженных невротических реакциях оставьте дома.
·               Выполняйте предписания врача, советы и рекомендации педагога.
·               Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.
·               Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез - это может быть вызвано просто плохим настроением.

В процессе нашего с вами общения будут возникать различные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нам и спрашивайте. Мы с удовольствием на них ответим, а если нужно, проведем консультацию. Не держите вопросы в себе, не надейтесь на советы знакомых.
И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!





  

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игры и игрушки для детей раннего возраста

Психическое здоровье детей раннего возраста определяют: познавательная сфера, эмоционально-волевая, речевая, двигательная сфера, память и внимание.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА. Здесь очень важно сенсорное развитие:
различение ребенком цвета, формы, размера.
В 1,5 рода ребенок собирает пирамидку /без системы/ из 3-5 колец, строит башню из трех кубиков, различает размер - "большой", "ма­ленький". Совершает несложные игровые действия: "возит машину", качает куклу, понимает и определят цвета: красный,синий.
Уже к 3-м годам ребенок называет 4 основных цвета/красный, желтый,синий,зеленый/. Самостоятельно строит пирамидку из 3-5 колец. По показу - поезд с трубой, сам одевается /кроме пуговиц и шнурков/ В играх определяет свою роль: "Я - мама", "я -доктор-,/
РЕЧЕВАЯ СФЕРА. В 1,5 года уменьшается количество звукоподражающих слов. Начинают появляться местоимения, в диалоге пытается отвечать словом или фразой из 2-х слов.
К 3 годам: ребенок разговаривает предложениями из 3-4 слов, употребляет множественное число, прошедшее время, сложные предложения.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА. В 1,5 года ребенок перешагивает через разложенные на полу предметы,лазает по лесенке любым способом, катает по полу мяч, приседает, наклоняется.
Игра, и именно игра является основным видом деятельности детей дошкольного воз­раста. Как надо организовать игру и какие игрушки приобретать для детей раннего возраста?
Прежде всего, необходимо знать, что чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле его зрения. От года до двух лет по мере увеличения объема внимания и способность к сосредоточению число игрушек для одновременного использования может постепенно увеличиваться. В дошкольном возрасте не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 разных игрушек. Речь идет лишь о том, что не следует представлять в любой момент времени весь пестрый ассортимент игрушек. Дети легко возбуждаются, они еще не способны к длительному сосредоточению, у них не сформированы еще тормозные механизмы, поэтому при таком игрушечном изобилии, который нередко устраивают родители, ребенок будет бросаться от одного предмета к другому, к третьему, не используя должным образом ни одного.
На втором году жизни необходимы игрушки для формирования раз­личных моторных и сенсорных навыков. Поэтому надо позаботиться о разно­образии форм, цветов, материалов, размеров игрушек. Набор игрушек в этом возрасте могут составить различные по конфигурации пирамидки, матрешки или иные разборные, но простые игрушки, легкие кубики, игрушки из меха, небольшие куклы. Ребенку полезно побегать с мячом, научиться сбивать кегли.
На третьем году жизни вашего ребенка ему необходимо создать все условия для формирования сюжетной игры. Надо подумать об органи­зации кукольного театра дома, приобрести мебель, посуду. Необходимо включить в набор игрушек несколько разнообразных по функциям машин, строительный материал. Помимо функциональных игрушек, копирующие реаль­ные предметы для полноценной игры, необходимы предметно-неоформленные игрушки. Это игрушки широкого диапазона, позволяющие производить раз­нообразные действия: кубики, бруски, палочки, лоскутки, веревки. Ценность этих материалов двойная. Во-первых, это необходимый материал для сюжетно - ролевых игр. Палочки и кубики могут выполнять в игре самые разнообразные функции: быть едой, инструментами, лекарствами - словом, замещать от­сутствующие реальные предметы. Во-вторых, ребенок самостоятельно пла­нирует и контролирует все возможные превращения. А это очень важно для формирования способности ставить сознательные цели и стремиться к вы­полнению того, что намечено. Велика значимость для развития ребенка естественных материалов: вода, песок, глина. Эти игры важны, помимо всего прочего, для развития речи детей. Детские игры с песком разнообразны: подбрасывание, рассыпание, копание, работа с формочками - это в летний период. В другое время можно использовать в домашних условиях другие сыпучие материалы, например крупу. Хороший развивающий эффект имеют игры с водой. Всем известно, что вода - это естественная стихия, она хорошо успокаивает ребенка. Дети должны получить возможность плескать­ся в воде, переливать ее из предмета в предмет, купать кукол, мыть игрушки, игрушечную посуду и другие предметы» пускать в плавание лодоч­ки и кораблики. Специальные эксперименты показали, что дети, играющие с водой, значительно реже запаздывают в речевом развитии. Существует метод повышения речевой активности у детей с задержкой развития с по­мощью игры с водой. Такое активизирующее влияние игры связано с ее об­щим тонизирующим воздействием, с резким увеличением положительных эмо­ций. Нельзя забывать при организации детского уголка о пластилине или глине. Сопротивляемость и пластичность пластилина делают его необыкновенно привлекательным для ребенка. В два года малыш с удовольствием раз­рывает, разламывает пластилин на куски, раскатывает, приплющивает, пристукивает. Позднее появляется желание предметного оформления материала. Вначале, как и при рисовании, усматривается случайное предметное сход­ство, позднее ребенок сознательно стремится придать пластилину опреде­ленную форму. Важны в развитии творчества детей игры со строительным материалом. Вначале малыши разбрасывают кубики, сравнивают разные цвета, формы, далее пробуют на вкус. Первоначальное беспорядочное перемешивание, нагромождение, случайное прилаживание достаточно быстро уже в 2-2,5 лет начинает оформляться в сознательные построения башенок из нескольких ку­биков, появляются ворота, мостики и другие простые постройки. Постепенно сооружения усложняются к 5-6 годам. Покупая вашему ребенку набор стро­ительных материалов, позаботитесь о соответствии возрасту. Для самых ма­леньких детали должны быть не слишком мелкими, так как в начале у детей развивается крупные мускулы, а позднее мелкие, обеспечивающие тонкие и координированные движения. Позднее, когда моторные навыки становятся бо­лее тонкими, полезно купить ребенку строительный материал с мелкими де­талями, всевозможные мозаики, в играх с которыми происходит тренировка глазомера, тонких координирующих движений. И самое главное, нормальное развитие ребенка возможно только при постоянном общении с близкими взрос­лыми: прежде всего с матерью. Она вкладывает в ручку ребенка различные предметы. Своими жестами, голосом, словами она привлекает малыша к манипу­ляции с ними, она показывает, что может делать предмет, как нужно дей­ствовать с ним, т.е. ребенок узнает предметное содержание вещей. А в дальнейшем усваивает и развивает предметные действия. При этом очень важно, чтобы взрослый комментировал свои действия, чтобы взрослый комментировал и действия ребенка, который начинает лучше осознавать их. И обычно к 3-х летнему возрасту его речевая деятельность значительно активизируется. Освоение действий с предметами начинает происходить на основе словесной регуляции собственных действий. Занимаясь с игрушкой или предметом, малыш приговаривает вслух, что он будет с ними делать. Проговаривание помогает ему слышать себя. Свой голос, что стимулирует его к активным действиям, развивает наблюдательность. И самое главное, не забывайте - метод поощре­ния и похвалы, радоваться вместе с ребенком его успехам, поддерживать положительный эмоциональный фон ребенка.
Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей т.к. они ревниво относятся к похвалам взрослых, у них могут появиться недобрые чувства к сверстнику.

Пальчиковая гимнастика для детей

Развитие ребенка стихами – важный элемент в развитии ребенка как личности, установлении чувственной связи между ребенком и родителями. Так же очень полезны пальчиковая гимнастика  со стихами - она улучшает координацию и стимулирует развитие речи, к тому же пальчиковая гимнастика очень нравится детям.


Стихи для пальчиковой гимнастики



Мы капустку рубим-рубим,
(поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капустку солим-солим,
( складываем пальцы в щепотку и поочередно поглаживаем подушечки пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
И в рот кладем
( отправляем щепотку в рот и приговариваем : "Ням-ням!")



Маша варежку надела:
(сжать пальчики в кулачок)
-Ой,куда я пальчик дела?
(выпрямить все пальчики,кроме большого)
Нету пальчика,пропал.
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
-Поглядите-ка,нашла!
(разогнуть большой пальчик)


На двери висит замок. ( Переплетаете пальцы в замок и раскачиваете его туда-сюда)

Кто его открыть бы мог? (Разводите руки по сторонам с вопросительным выражением лица)
Постучали, (Постукиваете переплетенные ладошки друг о друга) 
Покрутили, ( крутите совмещенные ладошки туда-обратно)
Потянули ( Тянете руки в противоположные стороны)
И открыли! ( Резко отпускаете руки и разводите их широко-широко)
а каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук,
 начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув
 указательные пальцы и мизинцы.)

Повстречались два котенка: "Мяумяу!",
Два щенка: "Авав!",
Два жеребенка: Игого!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Вот такие вот рога! ( складываем пальцы в рога и бодаем).

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
 

 Сорока-ворона
Кашу варила
Деток кормила. (загибаем пальчики)

Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
...а этому не дала
Ты дров не рубил
Воды не носил..


 
(поочерёдно загибать пальчики на ручке)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
 

Ванька-встанька
Ванька-встанька (спрятать большой пальчик в кулачек)

Просыпайся, улыбайся!
Тук-тук, тук-тук. (постучать по кулачку пальчиком ребёнка)

Ванька-встанька тут как тут! (большой пальчик выскакивает
из кулачка)



****************
 
Лепим мы куличики ( лепим руками)
Круглые как личики ( обводим руками овал лица)
Получи из печи   (поочередно раскрываем ладони)
Вкусные куличи (взрослый кладет горкой свою руку на ладони ребенка)



 
(поочерёдно загибать пальчики на ручке)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас – люблю!



 


(постепенно по ходу стишка загибаем по 2 пальчика)
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два,
Паше - два,
Ване - два,
Тане - два,
Маше - два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!



 
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки (гладим всю ладошку)
Лисичке - сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому. (гладим и загибаем каждый пальчик)


(сжать пальчики в кулачок)
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
(разгибаем поочередно пальчики)
Этот пальчик гриб искал,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел.

(поочерёдно загибать пальчики на ручке)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик лишь уснул,
Этот крепко, крепко спит
Тихо носиком сопит...

Мылом мою я носки ( водим кулачком по ладошке )
Крепко трутся кулачки ( трем кулачками друг о друга )
Сполосну носочки ловко ( двигаем кистями рук вправо и влево )
И повешу на веревку ( поднимаем руки вверх и сгибаем кисти )

 










Комментариев нет:

Отправить комментарий